В Государственной Думе РФ разрабатываются поправки к Уголовному кодексу, которые предполагают распространение конфискации на всё имущество осуждённых за коррупцию и их наследников первой очереди, а не только на незаконно приобретённое. Эти меры будут применяться в случаях преступлений, совершённых в составе организованной группы, и при отказе обвиняемого сотрудничать со следствием.
Автор законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, подчеркнул необходимость совершенствования института конфискации для более системного применения этой меры в борьбе с коррупцией. В настоящее время конфискация используется крайне редко: в 2019 году её применили лишь к 3,6% осуждённых за коррупцию, в 2020 году — к 4,1% (291 человек). За получение взятки (ст. 290 УК РФ) в 2021 году конфискация была назначена только в 10% случаев (96 из 891 осуждённых).
В пояснительной записке к законопроекту указывается на существующие в законодательстве и правоприменении пробелы, мешающие эффективному использованию конфискации как механизма борьбы с коррупцией. В настоящее время суды назначают конфискацию преимущественно в отношении имущества и ценностей, являющихся вещественными доказательствами.
Таким образом, нарушается принцип неотвратимости наказания. Для устранения этих пробелов предлагается новелла: если коррупционное преступление (дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.) совершено в составе организованной группы и обвиняемый отказывается сотрудничать со следствием, конфискация будет распространяться на всё имущество, за исключением имущества первой необходимости, как виновника, так и его наследников первой очереди, к которым относятся совершеннолетние дети и родители.